Надежда Баловсяк из Telnews всерьез занялась темой киберсквотерства по-украински. Помочь нам разобраться в этом явлении любезно согласились директор компании Imena.UA Павел Блоцкий и представитель “Домен-блога” Борис Сидюк.
В середине июня в Украине произошла очередная киберсквотерская история. На этот раз пострадал сайт пресс-службы киевской городской администрации.
Борьбу с киберсквоттингом усложняет тот факт, что в государстве пока отсутствует соответствующая законодательная база. Поэтому когда доходит до суда, решения принимаются на основании смежных нормативно-правовых актов. Например, в законе «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» сказано, что нарушением прав владельца помимо всего прочего является незаконное использование знаков для товаров и услуг в Интернете.
«Хотя в мире существует действенное законодательство об интеллектуальной собственности, которое предусматривает, в том числе, защиту интересов собственника в узкой доменной тематике, в Украине и законодательная база, и прецедентная практика не добавляют прозрачности механизму защиты прав на свой домен. Хотя, в принципе, создать прецедент можно», - отмечает Павел Блоцкий.
Определенным образом развитию полноценного киберсквоттинга в Украине воспрепятствовали странные правила домена верхнего уровня (.ua). Зарегистрировать адрес вида «имя.ua» можно лишь обладая правами на соответствующую имени торговую марку. Однако этим правилам противоречит существование некоторых известных украинских порталов, например, http://i.ua, http://a.ua, а также сайта 5 канала.
Блоцкий сообщает, что украинская система доменных регистраций породила, помимо сквоттинга доменов, сквоттинг торговых марок, который больнее всего бьет по владельцам брендов. «Отсудить подобные доменные захваты очень и очень сложно, поскольку они «прикрыты» торговыми марками. Такая ситуация сформировалась в силу принципа ограничения регистрации домена верхнего уровня в зоне .ua по торговой марке, введенного с самого начала регистраций в украинском домене и действующего до сих пор», - поясняет он.
Однако даже строгие правила зоны .ua не спасают от киберсквотеров. Примером служит домен google.ua, на котором по сей день можно увидеть все, что угодно, но не украинскую версию самого популярного в мире поисковика. Сейчас, задав в адресной строке вашего браузера google.ua, вы увидите редирект на сайт с громким названием "Перший український сайт знайомств" (первый украинский сайт знакомств), а по сути – на партнерскую программу «Мамбы». Заметим, что на ту же страницу вы попадете с домена icq.ua. Нам не удалось получить комментарий у представителя Google в Украине по поводу действий компании относительно этого доменного имени.
Еще один интересный адрес в Уанете – сайт credit.ua. Набрав это название в командной строке, вы получите в своем браузере украинскую страницу поисковой системы Google.
«В первом случае дело касается киберсквоттинга, а если совсем точно, то просто сквоттинга торговых марок. По той или иной причине, владельцы торговых марок не всегда могут или хотят регистрировать имена в той или иной зоне. Либо считая страну для своего бизнеса бесперспективной, либо у них пока еще не дошли руки что-то делать на таком мелком для них рынке. Расчет ТМ-киберсквоттеров прост. Когда в страну эта торговая марка все же придет, то зачастую предпочтет выкупить домен, чем судиться за него. Во втором случае имеет место сквоттинг популярных в основных TLD слов, опять же из расчета, что своя или зарубежная фирма (банк или кредитный союз) захочет заполучить такой домен. Другое дело, что регистрация generic-слова как ТМ - штука довольно забавная, и законность таких регистраций ТМ вообще сомнительна», - считает Борис Сидюк.
В заключение мы попросили наших собеседников предложить свои рецепты борьбы с киберсквотерством. Борис Сидюк: «Бороться с каноническим киберсквоттингом бесполезно, да вероятно и не нужно. Можно ли бороться с перекупщиками на рынках или супермаркетами, вымогающими у производителей деньги за право занять место на полке? Канонический киберсквоттинг - часть рынка, часть новой экономики XXI века. Другое дело - киберсквоттинг торговых марок, но это уже вопросы законодательства и проблемы самих ТМ».
Павел Блоцкий рекомендует каждому собственнику уникального бренда или владельцу компании вовремя регистрировать торговые марки и домены, а также не лениться вникать в вопросы интеллектуальной собственности, поскольку сегодня их нельзя недооценивать. Цена такого упущения может быть весьма высокой.
Несмотря на достаточное количество весьма громких прецедентов, киберсквоттинг в Уанете находится в зародышевом состоянии. Скорее всего, в будущем это явление будет разрастаться. А особенно - если изменятся правила домена .ua, и регистрация в нем станет свободной. В этом случае захватчики доменных имен смогут разойтись вовсю. Пока же украинский киберсквоттинг - это детский лепет, в котором, тем не менее, время от времени раздаются довольно уверенные нотки.
По данным HITechBlog украинский консультант Google не обладает полномочиями по возбуждению исков о неправомерном захвате домена компании в зоне *.UA. О проблеме головной офис информирован, но какие реальные шаги для ее разрешения он предпринимает не известно. Олег Богатов, владелец домена google.ua, также официально не комментирует о своих планах дальнейшего использования своего "ресурса".
Относительно сайта credit.ua, то данное доменное имя зарегистрировано физическим лицом и никакого отношения к Google Inc не имеет. А осуществление редиректа на любую страницу - это уже частное дело любого владельца сайта.
вторник, августа 21, 2007
Украинские особенности захватов доменов
Автор: HITechBlog на 10:44 AM
Ярлыки: активы, безопасность, домен, закон, Интернет, кибер, поисковая система, преступность, проблемы, суд, Google
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
2 комментария:
SmartWhois
credit.ua (72.14.207.99)
72.14.192.0 - 72.14.255.255
Google Inc.
1600 Amphitheatre Parkway
Mountain View, CA
US
Google Inc.
arin-contact@google.com
+1-650-318-0200
Так на кого зарегистрирован домен credit.ua?
Прав тот кто умеет аргументировать свои доводы. Вы меня не убедили, зачем домен нужен компании Google, глобальной компании с глобальными амбициями. У компании времени нет, чтобы занятся свои детищем и Богатова отобрать свой домен, а вы пытаетесь меня убедить что гигант заинтересовался рекламным рынком банковских услуг в Инете объемом (дай бог банки не обидеть) в $100 тыс. в год, из которых дай бог чтобы 25% получали профильные сайты в сфере финансов...
Отправить комментарий